Когда приходит время генеральной уборки.
Как мы живем? Можем ли объяснить свою реакцию на события? Почему беремся объяснять поступки других? Почему мы вообще беремся объяснять поступки других не зная даже самих себя?
Странно… чаще всего мы не ищем объяснения своим поступкам. А если ищем, то скорее оправдание себе или осуждение другим…
Когда это начинается? Когда мы теряем себя и начинаем вести себя так как от нас ожидают? Играя чужие роли и накапливая в подсознании недовольство всем и жалея себя. И все же играя роль навязанную обществом.
И на фоне прекрасных декораций, благосклонно предоставленных природой, на наш вкус преобразованных в соответствии моменту современности, разворачиваются сцены человеческих драм и комедий. И не знаю почему, но становится грустно, когда очередная житейская ситуация оказывается предсказуемо завершенной. Участники действия добросовестно отрабатывают веками написанные роли несчастных возлюбленных, злодеев и жертв, героев и сумасшедших.
А наблюдатели так же предсказуемо реагируют аплодисментами или порицанием. Что с нами происходит? Куда девается детская острота восприятия? Как быстро мы взрослеем и получаем бонусом пакет шаблонов поведения в обществе, завернутое в привлекательное клише предполагаемой условной успешности? Почему у любви появился синоним «обладание», принеся с собой разочарования и боль, почему злодей не оставит в покое жертву?
Герой пусть спасает мир и тогда может быть станет меньше сумасшедших.
Но игра уже началась. Занавес поднят.
И вот в течении жизни мы примеряем на себе образы загадочных молчунов или балагуров, весельчаков и эрудитов, злодеев и жертв. Это не мешает нам одновременно экспериментировать со стилем одежды: затягивать животы в спортивные стройнящие джинсы в зрелом возрасте или отпугивать сверстников амбициозной классикой в студенчестве.
Зато иногда стиль готика или страсть к деревянным бусам помогает найти единомышленников. И на какой-то период жизни нам кажется, что найдены ответы на все вопросы и достигнута гармония. Но это только первый акт пьесы.
А потом. А потом обязательно наступает кризис веры. Как правило он приходит с чьей-то смертью. Может спровоцировать кризис и какое-то трагическое мировое событие или известие, что тот, с кого в юности все смеялись занимает высокий пост в какой-то фирме. Или даже радостная новость о масштабных переменах, но ты вспоминаешь, что тебя приглашали, а ты так и не решился на участие и теперь чувствуешь себя почему-то обманутым.
И все наши умозаключения и понятия смысла жизни вдруг становятся смешными и нелепыми до такой степени, что мы впервые плачем, толком не зная почему. И снова как в детстве мы беспомощны перед чем-то непонятным, только тогда это была наверняка гроза или сильные порывы ветра, а может быть вредный мальчишка с соседней улицы или первый полет на самолете. А теперь эта беспомощность перед чем-то большим и неизведанным и нам страшно, что это может оказаться просто вселенским вместилищем непознанной пустоты. А не как ожидалось великим вместилищем разума.
И тут могут быть первые неожиданные вопросы: кто ты борец или жертва? – это раз. Ты хочешь больше света истины в своей жизни. Больше смысла и ясности. А готов ли ты взобраться для этого на гору, сложенную из собственных предрассудков? – это два… лавина сомнений, отрицаний и разоблачений.
Да, так в лихорадке протекает кризис. Организм борется, только теперь это не болезнь тела, а болезнь души. И как всегда причина все та же! Банальная и предсказуемая – неправильное питание! Чем кормили нашу душу с детства? Что мы смотрели, читали, слушали тогда, когда уже мы сами отвечали за свой выбор? Кого выбирали в друзья? Какими ценностями дорожили? Во что мы верили? И верили ли вообще? Хуже если еще не верили, тогда это просто брожение в поисках себя. Где те бусы, фетиши радостного бытия? А если верил и уже разуверился? Куда идти?
И вот начинается чистка. Одним впервые в жизни побег в церковь не приносит облегчения. Они восклицают - «Что происходит, ведь я хожу в церковь!... почему так гадко?...» и тут их осеняет что они также ходят в душ и ходят в туалет, но в церковь они ходят не регулярно, а в душ и туалет каждый день. И цель похода одна и та же избавиться от накопившейся грязи. Душ смывает грязь телесную, за питанием они уже давно следят – сейчас модно быть здоровым и спортивным, так что и тут тоже беспокоится не о чем, а вот в церковь идут только когда тошно на душе и стоя у икон изрыгают страхи, стыд и недовольство собой, жизнью и окружающими.
Дают обещания и клятвы, забывая поблагодарить за то, что вообще живы. И вот таинство исповеди превращается в разменную монету , в заигрывание с Богом: «я тебе приношу свое несовершенство, а ты мне…». Более того, им вдруг становится страшно от того что эти походы больше не очищают. И опустив глаза тихонько уходят.
Другие, обвинив все что только можно в том, что их сбивает с праведного пути, и устав убегать от соблазнов, задумываются о том, что шишки на лбу от неудач, это их вина. И хватит винить грабли, на которых они с многолетним упорством вытанцовывают танец под названием «не хочу делать выводы и признавать собственные ошибки…». Пора грабли использовать по назначению, а именно фильтровать и собирать мусор, для дальнейшего его уничтожения. Соблазны будут всегда, но если ты вооружен… нет не граблями. Грабли это только начало пути.
Итак, путей у кризиса много, но исход один. А именно, пришло время обратить взор внутрь себя. Где большее зловоние в мыслях или эмоциях? С чего начать? Море вопросов, внутренних диалогов с неизвестно кем, обрывки воспоминаний из прошлого, навязчивые удушливые состояния. И множество взываний к первопричинному отвергнутому в одном облике и прорастающему в душе новым пониманием истины. Волны страха. А вдруг и это всего лишь иллюзия восхождения к свету и чистоте, а на самом деле стремительное падение в пустоту. Усталость и безысходность. И тогда, отчаянное принятие пустоты и попытка полюбить ее и найти в ней благо. И все это только потому что мы устали все отрицать и очень хочется во что-то верить и что-то любить…
И тут ты замечаешь, что пустота реальна. Что тебе давно никто не звонит из друзей. Ты им не нужен такой. Своим погружением в себя, рассеянным видом ты им не интересен. Ты не решаешь их проблемы. А твои они не понимают и боятся что это заразно)) а ведь это удел каждого, но ты не хочешь их раньше времени посвящать в то что ты осознал. Они тоже пройдут этот путь, а пока пусть спокойно спят, обнимая свои фетиши иллюзорного счастья и думают, что их мир незыблем и так будет вечно.
Радует или пугает меня то что со мной происходит? – это три….!
И сначала пустота давит, а потом ты понимаешь, что ты свободен. И не хочешь опять погружаться в мелкие завихрения эмоциональных несуразностей. И теперь ты будешь строить отношения по своему сценарию. Жизнь совершает новый виток, с новыми задачами и экзаменами. Ничего ни от кого не ждать. Нет ожиданий нет разочарований. И ты делаешь шаг в пустоту….
Это путь один – и первый ответ – ты борец. Ты воин.
Но пустота так давит и страшит, что проще заглушить ее громкой музыкой веселой вечеринки, где старые друзья скажут – ну вот ты вернулся. И оденут на тебя твои старые деревянные бусы. А ты будешь улыбаться им, зная, что проиграл. Ведь ты уже успел понять, что весь смысл как раз и заключается в том, чтоб избавиться от этих старых бус и фетишей. Но хватит ли сил? Хватит ли смелости еще раз заглянуть в пустоту? Ведь в детстве ты себя считал воином победителем.
Это путь два. Тебе выбирать. И как в любой пьесе нужно успеть к финалу. Иначе все усилия напрасны. И когда упадет занавес только от тебя зависит кто ты – герой или просто участник массовки, статист второго плана в собственной жизни.
Страшнее, когда ты зритель в собственном спектакле…